ПЯША

Бековский район

Пензенская область:

краеведение

топонимика

ВНИМАНИЕ!

Данный сайт не является официальным сайтом муниципального образования "Пяшинское сельское поселение"

Данный сайт представляет собой собрание информации по краеведению и топонимике и действует на общественных началах.

Спасибо

И зазвонят опять колокола

 В селе Пяша Бековского района произошло большое событие – освящение звонницы и живо-творящего креста, установленного на строящемся храме святого великомученика Димитрия Солунского

 


Бековский район образован из двух волостей – Бековской и Пяшинской. В начале прошлого века в Пяшинскую входило 29 деревень и сел. Слава о здешних ярмарках гремела на всю округу. Как только устанавливался санный путь, торговые ряды заполняли купцы. Старики рассказывают, что торговля шла довольно бойко, ведь ярмарочные дни выпадали большей частью на праздники. А в это время в церквях шла служба, и колокола, перекликаясь, накрывали округу малиновым звоном.
Владимир Васильевич Ульянов слышал от своих родителей, что в стародавние времена здесь была не одна, а четыре церкви! Село Покровка названо в честь храма Покрова Пресвятой Богородицы. Старожил села Иван Николаевич Кондрашкин отыскал старинные открытки с видами церкви. Одна из таких реликвий передана в Пензенскую епархию.
В середине XVIII века в Пяше было волостное правление, училище, лавки, дубильни, войлочные заведения и мельницы. Народ жил богато и жертвовал не только на содержание имеющихся, но и хлопотал о постройке новых церквей.
В районном историко-краеведческом музее хранится ходатайство капитана Сергея Васильевича Аничкова в Синодальный казенный приказ, который соглашался уступить из имения своего сына пять четвертей земли «на пропитание попу с причетники».
В 1731 году в сельце Пяша началось строительство деревянной церкви, а в 1738-м она была освящена.

Помни имя свое
– Больно мне смотреть, как умирает деревня, как рушатся ее устои, – говорит Владимир Васильевич Ульянов, депутат комитета местного самоуправления. – В конце 70-х годов я был председателем избирательной комиссии, так вот в списки голосующих вносили 1800 человек. А сейчас на всей территории, включая Пяшу, Покровку, Аничкино и Трескино, вместе с детьми не наберется и тысячи жителей.
Дерево, каким бы крепким оно ни казалось, без корней не выстоит. А корни – это прежде всего традиции, обычаи, православная вера. Мы много начудили в жизни, особенно когда разрушали все до основанья...
В 1933 году ВЦИК принял постановление «О заготовке колокольной бронзы» – и пошло-поехало! Вначале разорили звонницы, затем дошла очередь до храмов. Покровскую и Старообрядческую, где молились кулугуры, разобрали на стройматериалы. А некоторым церквям повезло еще меньше: выдворив священников, разорили алтари, растащили по домам утварь, а здания передали колхозам для использования в культурно-просветительских целях. Началась «разруха в головах»...

К истокам
От Пяши до теперь всемирно известного Никольского – рукой подать. Жители обоих сел часто встречаются на Явленном роднике, вода которого, по народным поверьям, обладает целебными свойствами. Бывал здесь и «духовный пастырь» будущих затворников Петр Кузнецов. Кажется, что все молились одному Богу, а что из этого вышло? «Ищите да обрящете!» – сказал Господь.
И в то самое время, когда «истинно верующие» ждали в подземелье Гречишного оврага конца света, над полуразрушенным зданием пяшинского книготорга, переданного общине районной потребкооперацией, возвысился православный крест. Журналистское сообщество, активно пиарившее паству отца Петра, к этому событию интереса не проявило.
А село тут же облетела весть: Ульянов получил миллион на строительство молельного дома и теперь собирает для реставрации старинные иконы. Односельчане отнеслись к этой новости неоднозначно. Уж не задумал ли обогатиться бывший главный энергетик совхоза «Пяшинский» таким образом, не вселенской ли славы схимонаха Максима захотел?
– На каждый роток не накинешь платок, – улыбается «виновник торжества». – Что подвигло на богоугодное дело? Захотелось в память о наших предках, которые жили тут, землю пахали, в церковь по праздникам ходили, построить храм, чтобы не порвалась ниточка. Чтобы каждый по душевной потребности мог прийти сюда, поставить свечку за здравие, заказать обедню, исповедаться. Есть у Лермонтова хорошее стихотворение: «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу. И душа с душою говорит». А, похоже, и разговаривать-то скоро разучимся. Да и старушек, которым до ближайшего храма добираться десятки километров, стало жалко. Они-то своих убеждений не меняли, от православной веры не открещивались. Вот и весь «мотив». Что касается миллиона, то это всего лишь слухи. Имея деньги, мы бы такую красавицу отгрохали! Хотя... чтобы заказать алтарь по всем канонам и церковным уставам, как я узнавал, потребуется в несколько раз больше. Но мы не отчаиваемся. Нам ни в чем не отказывает глава администрации района, благодаря ему мы «разжились» лесом. Предприниматели, отпуская материал, делают скидки, а то и так дают. Например, Люба Графова за гвозди не взяла ни копейки! С убранством молельного дома обещали помочь в Пензенской епархии. Несколько икон мы получили в дар от женского монастыря. Дайте срок – и все у нас будет!

Союзники
Один в поле не воин. Много удалось сделать Владимиру Васильевичу Ульянову, потому что сельский староста, как называют его в народе, сумел объединить вокруг себя неравнодушных людей. По первому зову шли на работу как на праздник педагоги Валентин Александрович Румянцев и Иван Николаевич Кондрашкин, бывший председатель сельсовета, а ныне пенсионер Борис Николаевич Кузьмин, Александр Михайлович Ульянов и другие. Не остался в стороне от общего дела и женсовет. Лариса Моночкова со своими подругами организовали продажу овощей на сезонной ярмарке в областном центре, а вырученные деньги передали на строительство храма. Женщины помогали очищать территорию от мусора, белить и красить. Своих заслуг они не преувеличивают: «Это лишь малая толика того, что мы могли сделать».

Радуйся
«...Радуйся, веры непоколебимый столпе! Радуйся, христиан несокрушимый щите!». Священник читал Акафист святому великомученику Димитрию Солунскому, и старушки истово крестились. В недостроенном храме пахло свежей древесиной и ладаном, от стен веяло холодом, но люди терпеливо дожидались окончания службы.
Владимир Васильевич посмотрел на часы. Пора! Владимир Александрович Провоторов оказался точен. Пригнал кран, как и обещал накануне Ульянову. Народ подошел поближе. Башня здоровенной машины развернулась, зацепила стрелой легонькую конструкцию, и через несколько минут звонница оказалась на месте. И в этот миг серую пелену туч, закрывших небо, прорвал солнечный луч.
– Это знамение нам, что Бог увидел! – сказала, перекрестившись, седовласая старушка.

Из истории

Император Максимилиан возлагал на римского проконсула Димитрия Солунского большие надежды. Ему надлежало оборонять город от варваров и истреблять христианство. «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого», – наставлял он молодого стратега. Но тот, будучи подвижником христианства, стал открыто учить жителей Солуни вере во Христа, искоренять язычество и идолопоклонство.
Максимилиан жестоко расправился с исповедником, приказав бросить его проткнутое копьями тело на съедение диким зверям.
Солунские христиане тайно предали проконсула земле, а затем над его могилой воздвигли храм.
С именем великомученика Димитрия связаны первые страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога».
Русские воины верили, что находятся под покровительством этого святого.

Ольга Сокова / “Пензенская правда” 6 января 2009, N 1

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

© 2009—2013

«selo—pyasha»

Яндекс.Метрика

E-mail: selo-pyasha@yandex.ru

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz